Специализированная студия загара в Украине – это постоянный и надежный источник дохода. Даже в условиях экономического кризиса большинство студий загара в стране работают с приемлемой рентабельностью.
Очевидно, что схема действий по организации студии загара в кризисный период частично отличается от алгоритма работа по ее запуску в более стабильное время. Учитывая прогнозы относительно продолжительности экономического кризиса, считаем необходимым предложить вариант открытия студии загара в кризисных условиях.
Сразу отмечаем, что принимая решение об открытии специализированной студии загара, необходимо подойти к данному вопросу чрезвычайно ответственно, поскольку общий бюджет в несколько десятков тысяч условных единиц – очень серьезная инвестиция, которая может как подорвать общее финансовое положение инвестора в случае просчета на этапе планирования, так и поддержать его в кризисных период, а при стабилизации общей ситуации в стране – даже принести ему очень серьезные дивиденды.
Универсальными исходными параметрами при планировании открытия студии загара (под студией загара в условиях Украины понимается студия с количеством соляриев - больше двух аппаратов):
- месторасположение помещения студии и конкурентная среда
- помещение: аренда или покупка в собственность; обеспеченность необходимыми техническими условиями
- определение формата студии и выбор моделей соляриев
- планировка и дизайн помещений
- документальное сопровождение
- разработка рекламы и создание программ промоушена
- подбор и обучение персонала
При этом необходимо учитывать следующие специфические особенности, которые становятся актуальными в кризисный период:
- позиции и возможности конкурентов
- временное существенное снижение стоимости помещений и арендных ставок
- увеличение стоимости соляриев в гривневом эквиваленте из-за роста курса евро
- стабилизация уровня зарплаты персонала и больший выбор претендентов на должность администраторов в студию загара
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ
В условиях стабильной экономической ситуации студии загара в Киеве (а также почти во всех областных центрах и городах с населением более 200 тысяч человек) в 50% случаев были рентабельными, а в 20% случаях – очень рентабельными. Однако, кризис внес свои коррективы: в уровне рентабельности постепенно начала проявляться неравномерность по регионам и форматам студий загара. При этом четкой системы нет. Сейчас можно констатировать, что стабильный доход и даже его небольшой относительный рост наблюдается в тех студиях загара, которые работают в сегменте «средний+». Как правило, они размещаются в больших городах (Киев, Харьков, Одесса, Днепр, Львов) – в районах, которые прилегают к центру или в густонаселенных спальных районах, а также в центральных районах городов с населением 200-400 тысяч человек. К сожалению, в маленьких городах сейчас нет смысла делать специализированные студии загара – лучше открыть салон красоты или мини спа-центра с несколькими услугами.
Кроме того, наиболее стойкими оказались студии загара, объединенные в единую сеть (три студии и больше), поскольку снижение рентабельности одной точки компенсировалось ростом или стабильным доходом в других. К тому же рекламный бюджет для каждой такой студии составлял только часть от расходов по одной единственной студии.
Итак, при выборе места для собственной студии загара есть смысл учитывать обозначенные тенденции. Хотя, именно при таком районировании очень актуальным становится вопрос конкурентной среды, потому, что указанные районы в городах остаются наиболее привлекательными и для других инвесторов, которые уже открыли студию загара или только планируют это сделать. Поэтому, при выборе конкретного помещения важно максимально внимательно исследовать уже существующие вокруг точки, где расположены солярии (студии загара, салоны красоты, спортклубы).
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА
Основной акцент необходимо сделать на позиционных моментах и текущей ситуации у ваших потенциальных конкурентов. Например, важно выяснить, в каких помещениях размещаются их студии загара – в арендованных или собственных. Если помещение – арендованное, то попытайтесь узнать текущие арендные ставки (об этом можно узнать у арендаторов-соседей конкурентов или у руководства здания, где они находятся, обратившись туда с официальным запросом об арендных ставках) и будут ли эти ставки повышаться. Об общей ситуации в здании (торговый центр и т.п.), где находится студия-конкурент, свидетельствует и наявность/отсутствие свободных мест (этот момент особенно актуален для Киева!). В течении недели необходимо несколько раз посетить конкурентов в будние дни с утра, в обед и в «час пик» (18.00-19.30), в выходные. При общении с администратором важное узнать о возможности записи в «час пик», обратить свое внимание на акции с чрезмерными скидками, уяснить срок окончания акция в студии т.п. Все собранная информация даст возможность достаточно объективно оценить ситуацию у конкурентов: или они чувствуют себя уверенно, поскольку арендные ставки стабильны, соседи в своей массе остаются на месте, проводятся долгосрочные акции (более 2-х месяцев), записаться в «час пи» не всегда получается; или они собираются сворачивать бизнес, поскольку с торгового центра уже выехало несколько фирм, акции кратковременные или с очень большими скидками (более 25%), записи и потока людей в «час пик» практически нет.
Знать ситуацию у конкурентов чрезвычайно важно – поскольку если их студия загара располагается в собственном помещении или не собирается съезжать с аренды, то необходимо очень точно рассчитать – хватит ли потенциальных клиентов-посетителей для нескольких точек, сконцентрированных в одном районе. В случае ограниченного спроса не следует рассчитывать, что конкурентная борьба будет выиграна за счет ценного демпинга. Как свидетельствует практика, «ценовые войны» на ограниченном пространстве да еще при снижении платежеспособности клиентов, истощают всех (!) участников и приводят к снижению рентабельности, поскольку в такой ситуации средний чек будет меньшим в каждой из студий-конкурентов. Таким образом, если в районе, где планируется открытие новой студии загара, уже есть прямые конкуренты, которые не планируют сворачивать бизнес, то в 90% случаев есть смысл продолжить поиск помещения в другом месте.
ВЫБОР ПОМЕЩЕНИЯ
В вопросе выбора помещения кризисная ситуация создают чрезвычайно благоприятные условия. Так, стоимость недвижимости и арендных ставок снижаются; на рынок выставляются ранее практически недоступные помещения в центральных районах крупных городов или вообще в «жирных» местах. Тем более, что под студию загара необходима небольшая площадь: от 25 м.кв. до 50 м.кв.
Рекомендация в таком случае может быть только одна: если позволяются финансовые возможности, стоит приобрести помещение под студию загара в собственность.
Что дает такой шаг?
Во-первых, радикальное преимущество перед уже существующими и потенциальными конкурентами, которые размещаются на арендованных площадях.
Во-вторых, гарантию окупаемости капиталовложений, сделанных в коммуникации, дизайн, ремонт помещения, тем более, сделанными по «кризисным» расценкам.
В-третьих, постоянное наращивание клиентской базы за счет постоянно увеличивающегося времени существования студии в одном и том же месте (в стабильных условиях прирост составляет до 30% каждый календарный год).
Если же нет другой возможности как только арендовать помещение, то в кризисный период арендные ставки – самый опасный параметр, который может свести на нет все усилия и затраты на создание студии загара. Главное то, что в условиях снижения спроса на услуги солярия, снижается сама физическая возможность привлечения большего количество посетителей или увеличения расценок – клиентов не становиться больше даже при очень интенсивном промоушене и рекламе, а те, кто продолжает ходить в солярии, очень негативно воспринимают повышения цен в условиях кризиса.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
На выбор помещения под студию загара существенно влияет наивность в нем необходимых технических условий. Приведем основные из них:
Общая площадь
Понятно, что чем больше площадь, тем более комфортно чувствуют себя посетители и тем больше возможность соблюдения санитарных и строительных норм. Формальное требование: «на приміщення солярію – 12 м.кв.». Требования САНпинов и ДБНов относительно вентиляции в помещениях с соляриями – абсолютно абстрактные и не учитывают разницу в мощности самих соляриев, Поэтому, если делать вентиляцию в студии согласно техзаданию на ваш солярий – она гарантировано пройдет согласование. Неопределенность законодательных формулировок у 80% случаев позволяет размещать студии загара на очень ограниченной площади. Но практика показывает, что минимальная площадь на студию, которая состоит из трех соляриев, ресепшена и зала ожидания, составляет около 25 м.кв.
Электрика
В студии загара напряжение должно быть 380 В. Кроме того, позаботьтесь о наличии достаточных лимитов на данное помещение (из расчета 13 кВт/час на каждый солярий с учетом вентиляции, кондиционирования и общего освещения). Вопросы касательно напряжения 380 и лимита в десятки кВт/час можно считать решенными только после получения документального подтверждения о наявности необходимого энергообеспечения или официально выданные техусловия на 380 В и лимиты потребления на конкретное помещение. Если вопрос с энергообеспечение не будет решено, все остальное теряет свой смысл.
Соседи
Этот аспект очень актуален для студий загара в жилых или офисных зданиях. Очень часто «человеческий факто» может стать непреодолимой преградой для нормальной работы студии или для получения на нее необходимых разрешительных документов от местных органов власти. Ключевыми моментами в этой ситуации являются: отдельный вход и зоны общего пользования. Если есть сомнения в лояльности ваших соседей к идеи разместить рядом с ними студию загара, которая «гудит», «дает радиацию», «запахи», куда «Постоянно ходят посторонние люди» и т.п., то необходимо выбирать помещение с максимально автономным доступом.
Вентиляция
Оцените возможность смонтировать мощную (достаточно шумную) вентиляцию: выясните, какая высота потолков в помещении, есть ли подвал, на какие глухие стены будут выходить воздухозаборники, где будут висеть внешние блоки вентиляторов и кондиционеров и т.п. Если присутствуют объективные ограничения, рекомендуем, вам ДО подписания договоров на покупку или аренду помещения проконсультироваться со специалистами по вентиляции относительно оптимального формата (лучше иметь один блок канального кондиционера, чем 4-5 блоков от «сплитов») и места размещения магистрали вентиляционной системы. При этом, хорошо было бы предварительно вооружиться согласием на такие виды работ от начальников ЖЭКов жилых домов, главных инженеров/директоров торговых центров и т.п. Очень хорошо, когда все работы (даже за счет Заказчика) в больших зданиях осуществляются силами арендодателей по ваши техзаданиям.
Коммуникации
В студии загара обязательно должен быть туалет или возможность его смонтировать. Опять же, если есть сомнения относительно соседей, с которыми нужно будет совместно пользоваться одним туалетом, лучше сделать его на свое территории даже при малейшей возможности.
Внешняя реклама
Позаботьтесь о месте под вывеску и указатели. Здесь стоит учесть, что в структуре рекламоносителей, которые приводят к вам клиентов на первый сеанс, внешняя реклама занимает 1 или 2 место! Именно она обеспечивает 30%-50% от общего количества новых посетителей. Поэтому, важно выделить место под внешнюю рекламу.
ПРИНИМАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ!